Общий вид
Рабочая часть установки Т-324 с автоматизированным комплексом термоанемометрического исследования
Общее описание
Малотурбулентная аэродинамическая труба дозвуковых скоростей Т-324 является установкой замкнутого типа с закрытой рабочей частью сечением 1 х 1 м и длиной 4 м. Диапазон скорости потока – V = 2-100 м/с, что соответствует числу Рейнольдса по поперечному размеру рабочей части Re = (0,13 – 6,7)*106 при максимальном числе Re по длине рабочей части – 26,6*106. Статическое давление в рабочей части близко к атмосферному. Время рабочего режима не ограничено.
К основным конструктивным особенностям аэродинамической трубы следует отнести:
-
значительную степень поджатия потока в коллекторе n = 17,6;
-
наличие отсека со сменными детурбулизирующими сетками;
-
повышенные требования к геометрии контура и чистоте внутренних поверхностей;
-
применение вентилятора с многолопастным рабочим колесом и малой окружной скоростью на лопатках;
-
наличие спрямляющего аппарата и поворотных лопаток;
-
использование специальных мер по защите основных узлов от вибраций;
-
наличие системы регулирования скорости вращения вентилятора с точностью поддержания заданного числа оборотов не хуже 0,03%;
-
наличие системы охлаждения потока;
-
наличие системы компенсации нарастания пограничного слоя и снижения продольного градиента давления в рабочее части;
Наличие выше перечисленных систем и конструктивных особенностей аэродинамической трубы Т-324 позволило добиться следующих параметров потока в ее рабочей части:
-
степень турбулентности потока при V ≤ 100 м/с – ɛu ≤ 0,04%;
-
неравномерность поля скорости в поперечном сечении ∆V/Vo ≤ 0.1%;
-
продольный градиент скорости потока в рабочей части при V ≤ 100 м/с – dV/dX = 0.0007;
-
акустическая степень турбулентности потока при V ≤ 40 м/с – ɛp ≤ 0,0025%.
Данные параметры потока в рабочей части трубы позволяют утверждать, что аэродинамическая труба Т-324 как минимум не уступает, а зачастую превосходит лучшие зарубежные установки такого типа.
Исследования, проводимые на Т-324:
-
возникновение турбулентности в двух- и трехмерных пограничных слоях;
-
отрыв ламинарных и турбулентных пограничных слоев;
-
методы управления переходом к турбулентности и отрывными течениями;
-
ламинарно-турбулентный переход при высоком уровне возмущений потока;
-
управление структурой и характеристиками когерентных вихревых структур.
Методические подходы
-
использование автоматизированного термоанемометрического метода исследований, сбор пневмометрических данных, определение поля скоростей по изображениям частиц (PIV), весовые испытания;
-
визуализация потока с применением дыма, жидкокристаллических, сублимирующихся и саже-масляных покрытий;
-
моделирование возмущений ламинарного течения акустическими колебаниями потока, источниками вибраций, размещаемых в потоке и на поверхности тестовых моделей, локальными элементами неоднородности течения и т.д.
Примеры исследований, проведенных в Т-324 ИТПМ СО РАН
Разработка новой формы несущей поверхности для малоразмерных летательных аппаратов (волнистое крыло, обладающее значительными преимуществами по сравнению с обычным классическим крылом - увеличивается подъемная сила и улучшается устойчивость в полете, что позволяет избежать срыва в штопор.)
Обтекание модели беспилотного аппарата в Т-324 при натурных числах Рейнольдса
Исследования образования турбулентности на стреловидном крыле за различными
типами шероховатости (удлиненные вдоль размаха и точечные).